Домашняя церковь

  • Семья - это первоначальная ячейка христианской общины - это «домашняя церковь», как называет ее в своих посланиях Апостол Павел (Рим.16, 4; Кол.4, 15). А слово «Церковь» говорит о том, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело (Кол.1, 24). У многих христиан живой веры сложилось убеждение, что истинное и верное спасение души достижимо лишь при удалении от мира в пустыню или в монастырь. Но как ни привлекательна красота полноты отданности Богу иноков, как ни сладка доля Евангельской Марии - сидеть у ног Господа и слушать Его Божественную беседу, но все это лишь доля от величайшего призвания христианина (за исключением того случая, когда иночество соединено с молитвою за мир или с пастырством). Пусть труден и тернист путь тех, кто решился на полноту служения по образу Богоматери - служения и Богу и ближним; пусть приходится им жить в миру, в обстановке полной соблазнов, все же этот путь своим подвигом прекрасен в своей гармоничной законченности. Можно думать, что он особенно угоден Господу, если проходится в полноте исполнения Его заповедей. Вспомним, как один из величайших подвижников и преподобных отцов - Макарий Великий, был послан учиться добродетели к двум скромным замужним женщинам из Александрии. Обычно в миру христианин живет в семье; основой последней являются муж и жена, связанные перед Богом для вечности обетами взаимной любви и общности всей жизни в служении Богу. Вместе с детьми и всеми домочадцами они образуют, по словам отца Алексия Мечева, домашнюю церковь Христову, посвященную тем святым, имена которых носят члены семьи. Основная задача христианской семьи - не просто вырастить детей, но непременно вырастить их как истинных чад Церкви Христовой - подготовить для Господа благоговейных Его служителей. Благо, если из семьи выйдут достойные священнослужители или иноки - молитвенники за мир. Ведь духовный упадок в среде духовенства происходит исключительно из-за того, что мир оскудевает истинно христианскими семьями. И чем более в таких семьях детей, тем более эти семьи могут послужить Господу. У семьи, как в Церкви, должна быть (по возможности) общая молитва. Все заповеди Христовы о любви и взаимном служении должны прежде всего и полнее всего выполняться в семье. У семьи должен быть один общий духовный отец. В некоторых древнехристианских и старорусских семьях при доме были свои домашние церкви. Если их не было, то были особые молельни, комнаты, убранные иконами, как часовни. Общий дух веры, любви и благочестия связывал всех членов семьи в одно неделимое целое; такие семьи действительно были как особые «домашние церкви». Часто бывает так, что мы выказываем себя добродетельными и как бы прихорашиваемся, лишь когда соприкасаемся с внешними людьми, вне своей семьи. А в семье мы нетерпеливы, не считаем нужным сдерживать свои слабости - раздражительность, дурные привычки и недостатки, и не стремимся в совершенстве выполнять заповедь Христову о взаимной любви друг к другу. У каждой христианской семьи, кроме взаимных обязанностей, есть еще и другая, важная и почетная обязанность: это служение Христу через ближних, посещающих семьи, или имеющих к ней отношение. Через христианские семьи Господь согревает холодных, питает голодных, утешает несчастных, принимает странников, заботится о больных и всех согревает Своей любовью - лаской, вниманием, заботой, утешением и ободрением. Здесь для смущенного и недоумевающего найдется мудрый совет мужа; для молодых и неопытных матерей - знания и опыт матери и жены, а также образцы для подражания в добром воспитании детей. Здесь найдется хорошая духовная пища в книгах религиозной библиотеки, отдохновение души и тела в ласке и тепле семейного уюта для неимущих этого в своем доме. На всех приходящих изливаются свет и тепло Христовой любви и исполняются заветы старца о. Алексия Мечева - «Будьте для всех солнышками», «каждого гостя принимайте, как посланного от Господа», и - «забудьте, совсем забудьте о себе ради тех, кто ищет у вас помощи, утешения и ободрения». Вот о достижении чего должна всегда молиться всякая христианская семья с самого начала своего зарождения, стоя под церковными венцами при браковенчании. Это венцы света Христова, которые Он дарует новобрачным, чтобы пронести их через всю будущую тернистую жизнь и тем исполнить высокое предначертание христианской семьи и подготовить себя к достойному переходу к новой светлой жизни в Его Небесном Царстве. В заключение следует упомянуть о мнении о. Александра Ельчанинова: истинный христианин может быть только или монахом (хотя бы и в миру), или семьянином в супружестве.
    Поделиться в соц сетях: