Увижу ль крест?

  • Попробуйте посмотреть на распятие так, как будто никогда не видели его раньше. Вообще ни разу в жизни. Представьте, что это совершенно новый для нас предмет. Перед вами - казнимый ужасной, мучительной казнью человек. Каким страданиям подвергались распинаемые, как у них выворачивались суставы, гнили раны от гвоздей, а самих людей мучила жажда, пока не наступала смерть от удушья? И вот вы стоите перед изображением этих мучений. Иногда сравнивают католические и христианские распятия. На Западе принято подчеркивать человеческую природу Христа. Как правило, перед нами предстают изображения уже умершего Сына Человеческого, причем подчас достаточно натуралистичные. На Востоке главнее оказывается Божественность Мессии. Поэтому изображение крестных мук как бы опускается. Распинаемый - это не мертвый человек, но спокойно принимающий смерть Богочеловек. Иногда он как бы приподнимается на гвоздях, воспаряет к небу. Но даже при всей бесстрастности изображения факт мучений остается достаточно ясным. Больно смотреть на умирающего в муках человека, любого человека. Даже не просто больно, а все переворачивается внутри. Зачем была нужна такая жестокая смерть Мессии? Понятно, что уже «тысячу раз» ответ на него был прочитан в книгах или сказан в храме, а может, вам разъяснил это кто-то из близких, с которыми вы вдруг заговорили о вере. И в тех же книгах можно найти немало прекрасных образных объяснений того, почему был избран именно крест. Есть свидетельства о том, что на кресте казнили государственных преступников, а перед представителями Рима Иисус был обвинен в страшном преступлении - якобы он считал царем Себя, а не римского кесаря. В «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина прочитаем: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение». Примерно то же говорит о. Иоанн Крестьянкин. А если не углубляться в дебри истории и теологии, мы стоим перед простым и понятным фактом: вот этот Человек, которого ты сейчас видишь перед собой распятым на кресте, претерпел страшные муки ради тебя, стоящего (а может, сидящего) перед Ним. Вот так, лицом к лицу. И равнодушно, спокойно отнестись к этому факту не очень получается. Но надо же что-то делать? Ответом на этот вопрос оказывается само стоящее перед нами распятие, вернее, сама смерть Христа. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною», - читаем в Евангелии. «Вот, Я показал тебе, что нужно сделать, как прожить эту жизнь, как перенести все ее тяготы и несправедливости и что уготовал Отец Небесный для праведников, - как бы говорит Христос. - Узнай это и реши, как тебе поступать». Конечно, непросто вот так взять и бросить все «земное». И, бывает, христиан предостерегают от чрезмерного рвения. «Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути, - это гордость сбивает с пути», - писал Иоанн Крестьянкин. Но в то же время «не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, - это саможаление снимает тебя с креста». «А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. (Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги.)», - объясняет о. Иоанн. Это нелегко, но понятно. А что значат евангельские слова «отвергнись себя»? Есть что-то вроде формулы - живи не для себя, а для других. О. Иоанн Крестьянкин объясняет эти слова так: «Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в «рабием зраке», смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас. Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией... Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни».
    Поделиться в соц сетях: