Божественный замысел супружеских отношений. Часть 2

  • Часть 2. "И будут два одною плотью"
    «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 6-8; ср. Мф. 19, 6 и Еф. 5, 31). Единство плоти заключается не только и не столько в половом соитии, но, как это ни парадоксально звучит, в неком бестелесном, оторванном от тела сопереживании. Например, когда боль или радость другого переживается, как своя. Об этом говорил ап. Павел, когда объяснял как множество людей составляет одно тело Церкви: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Но теперь членов много, а тело одно... Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 12-27). Точно также и в брачном союзе составляется одно тело, когда супруги друг за друга сопереживают и даже на расстоянии чувствуют боль или радость друг друга. Например, жена боксера Джеймса Брэддока никогда не ходила смотреть его матчи, т.к. все удары, наносимые мужу переживала так, будто его тело это её тело.
    Институт семьи, установленный Богом в Раю, имеет важное духовное значение, как некая «школа» любви и сопереживания. Не случайно поэтому в Библии супружеские отношения часто берутся в качестве метафоры, прообразующей отношения человека с Богом, Бога и Церкви. Муж и жена призваны научиться любви и достичь духовной близости, достичь единства в любви. А любовь открывает путь к встрече с Богом, переживаемой как встреча двух личностей, воля которых остается свободной, т. е. ощущению своей жизни, как жизни в присутствии Бога. Путь постижения Бога через любовь к Нему на языке пророков называется «Даат элогим» и обозначает высшее предназначение человека на земле, смысл и цель его жизни.
    Образно человеческую семью можно сравнить с монетой. Лицевая сторона монеты называется аверс. На ней делается основное изображение - портрет царя или герб. В нашей метафоре ей будет соответствовать духовная близость и сопереживание супругов. Обратная сторона монеты по отношению к аверсу называется реверсом. На ней ставится номинал монеты и клеймо пробы. Обратной стороной супружеского союза являются дети. А соединяет обе стороны монеты цилиндрическая поверхность по краю, которую называют гурт. На некоторых монетах есть еще возвышенная часть, обрамляющая монету у гурта, называемая опушкой. В нашей метафоре гурт с опушкой соответствуют половому соитию.
    Лицевая сторона брака - духовная близость – присуща только людям. В способности к ней принципиальное отличие человека от животных. Некоторые виды животных создают пары один раз на всю жизнь (волки, лебеди), но только человек способен достичь единства в любви. Эта сторона брака самодостаточна, и брачный союз может быть крепким даже без двух других частей. Например, известны случаи, когда муж много лет находится в заключении, а жена его навещает и любит. Некоторые не могут иметь детей, но живут в мире и согласии. Существует также явление асексуальности, которое однако не мешает асексуалам создавать семьи при взаимном добровольном отказе супругов от секса и детей. Мужчина и женщина психологически дополняют друг друга и нуждаются в своей сопереживающей и любящей «второй половинке». К сожалению в истории человеческих религий и культур этой «лицевой стороне» уделялось внимание лишь эпизодически, основной акцент делался на «реверсе» и «гурте», которые сами по себе не способны создать гармонию в человеческих отношениях, но лишь дополняют духовную близость и любовь.
    /продолжение следует/
    Поделиться в соц сетях: